Что стоит за борьбой церковных "ультраправых" с "содомией" иерархии.
Начало Нового Года ознаменовалось появлением интересного документа с претенциозным названием "Князья Содома. Высокопоставленные растлители и сановные содомиты пытаются разрушить Русскую Церковь изнутри." http://portal-credo.ru/site?act=news&id=16759
Первая мысль, возникающая после этой фразы - "опять ребята из "Московского комсомольца" шалят. Тем более, что термин "голубое лобби", проскальзывающий в статье, явно имеет "комсомольское" происхождение.
Прочитав дальше, можно отметить влияние и либеральной церковной мысли - призывы к очищению церковной жизни, претензии по поводу затягивания созыва Поместного Собора РПЦ, отсутствию Церковного Суда, и вообще - нарушения принципов соборности в Церкви. Даже есть упрек по адресу "православно-патриотических изданий" - в кавычках, дескать, не желают "выносить сор из избы", боясь навредить авторитету "Матери-Церкви".
Однако, подзаголовок материала указывает на его принадлежность, на первый взгляд, к совершенно противоположному "лагерю", а именно - "православной общественности".
Известно, что настоящая широкая православная общественность - всех толков - уже давно молчаливо смирилась с "приватизированием" этого наименования теми, кого раньше было принято называть "черносотенцами" - церковными ультраортодоксами.
И действительно, среди авторов "Обращения" "знакомые все лица" - Константин Душенов, главный редактор "Руси православной", Вячеслав Минин, главный редактор газеты "Опричнина", Павел Невзоров, член Братства во имя святого (уже?) благоверного царя Иоанна Грозного и прочие лица, скромно названные "и другие православные христиане - всего 68 подписей".
Не так давно "православная общественность" уже обращалась к Св. Патриарху с достаточно смиренной по тону просьбой пересмотреть его решение о непринятии "святости" "старца", "Царского Друга" Григория Распутина известного более, как "святой черт". А также - "святого царственного мучителя" Иоанна Грозного.
Реакции не последовало. Теперь - новое письмо, уже не в смиренном, а в обвинительном тоне. В нем клеймят, совершенно не стесняясь, не только архиереев, подозреваемых в нетрадиционной ориентации, требуя церковного суда над ними, но и "их главного покровителя" - главу Отдела Внешних Церковных Сношений - митр. Кирилла.
Патриарха прямо пока не ругают - но подстрочно его осуждение явно проскальзывает - и в приемной Чистого переулка не хотят отвечать на рапорта озабоченных клириков, и вообще, ничего Патриарх не делает для борьбы с "голубым лобби". Просто "преступное бездействие" какое-то.
***
С давних времен известно, что нападение - лучший способ защиты. Знают это и ультраправославно-озабоченные граждане. Ну не хочет Патриархия идти у них на поводу с канонизацией одиозных шарлатанов и изуверов, да и шансы митрополита Кирилла на патриарший престол все возрастают - значит, пора "одним выстрелом" и Патриархию припугнуть и митрополита Кирилла лишний раз помоями облить. Тем более, что вердикт "озабоченных" достаточно грозен, на фоне обычного церковного "политеса" - "церковная власть в лице Патриарха и Синода в некоторых вопросах практически недееспособна" (выделено авторами обращения)
Заслуживает интереса лишь то, что "оружие" используется явно чужое.
Это с каких же пор убежденные монархисты, признающие лишь железную волю царя-тирана, заговорили ну совершенно горбачевской терминологией - "гласности" вишь им не хватает? Что, самый добрый царь, не говоря уж об их кумире - Иоанне Грозном, когда нибудь перед кем-то был обязан отчитываться?
Требуют Церковного Суда, судящего "по святым канонам". Да ведь по этим канонам и женатый семь раз, жено- и сыноубийца Иван Грозный заслуживает не меньшего осуждения, чем какой-нибудь согрешивший архиерей, но никак не канонизации! И осуждать Патриархию за ее "икономию", отказ от слепого выполнения буквы канона к согрешившим, вполне допустимую в церковной практике, по меньшей мере, непоследовательно на фоне такой же собственной икономии к зверствам "святого царя".
Впрочем, может такой "размен ферзей": "Вы нам даете канонизацию" - "мы закрываем глаза на Ваши грешки" тоже задумывался, как один из результатов разыгранной ультраортодоксами многоходовки.
***
Один, но не единственный.
Ибо в пункте о требовании создания Церковного Суда проскальзывает почти фрейдовская оговорка: "Все обвинения против архиереев (будь то в ереси (выделено автором) или в содомии, неважно) православным мирянам следует направлять в Церковный Суд…"
Ну, правда, несмотря на все усилия светских и церковных "комсомольцев" "голубого компромата" на большинство архиереев пока накопать не удалось. А ведь так хочется расправиться с ненавистными либералами, экуменистами и прочими "еретиками". И тогда не беда, что в Москве аппаратная власть принадлежит Владыке Кириллу - стоит только Поместным Собором поставить во главе суда "сенатора Маккартни" в церковном исполнении - какого нибудь архиерея из глубинки. Вроде Мурманского и Мончегорского Владыки Симона, благословившего недавно скандальный "Противокатолический катехизис", в котором католики названы "неоиндуистами-многобожниками". Или можно будет найти кандидата из ожидаемых новых кадров, которые вскоре появятся в результате объединения с РПЦз, в которой специфический интеллектуализм сочетается с совершенно пещерным антиэкуменизмом.
Рупор для новой "комиссии по расследованию антиправославной деятельности" уже готов - те же "православные издания". А реальные "практикующие" прихожане ( а не захожане) большинства храмов весьма далеки от московского академического и экуменического богословия. Они уже сейчас с большим удовольствием внимают наставлениям "старцев" об "антихристовой" печати, чем постановлениям Синодальной Богословской Комиссии. А песни Жанны Бичевской о "царе Иоанне" их слуху гораздо милее стенограмм выступлений Патриарха по этому поводу. Поэтому сомневаться в поддержке "охоты за ведьмами" в архиерейских митрах, как только она будет объявлена, не приходится.
***
Митрополита Кирилла многие ругают за бодрые реляции: "Россия - православная страна, 85% ее населения принадлежат к РПЦ". Но иногда кажется, что он не столько борется за эксклюзивный статус православия в России, сколько сам пытается спрятаться от пугающей реальности. Которая заключается в том, что для большинства из тех 3-х ( а не 85-ти) процентов россиян, регулярно живущих церковной жизнью, иерархия является, в лучшем случае, "начальством" по остаткам привычки к "послушанию", но не духовными лидерами. И допусти руководство РПЦ Поместный Собор - это станет видно невооруженным глазом.
Патриархия в замкнутом кругу - отсутствие реформ в Церкви отталкивает от регулярной церковной жизни большинство номинально верующего населения, а активная консервативная часть, в том числе и через формально соборный механизм, намертво блокирует эти реформы, разрешая приемлемые условия церковного участия лишь для себя.
***
Как мне кажется, не столь важно, чем закончится очередной вызов консерваторов Патриархии. Но тем, для кого условием жизни в Православной Церкви является не фанатическая ненависть к жидо-масонам, иноверцам, либералам-экуменистам, но - любовь к Богу и ближнему, возможно, пора придти к выводам, сделанным после революции 1905 года частью прежде радикальной интеллигенции: лишь формально недемократическая власть - единственная ниточка, удерживающая Россию от хаоса.
По Аристотелю, каждая приемлемая форма управления - монархия, аристократия, республика (в современном прочтении - демократия) имеет своего "плохого" двойника - тиранию, олигархию, охлократию.
Разница между ними не в доле населения, руководящего государством, но в его качестве.
Нынешнюю форму управления РПЦ можно именовать, в зависимости от симпатий или антипатий, хоть аристократической, хоть олигархической. Но, если эту "власть сверху" поставить в зависимость от "власти снизу", это будет типичная "охлократия", власть "подавляющего" в прямом смысле слова, активного большинства. Которая, скорее всего, учитывая монархический менталитет ультраконсерваторов, выродится вскоре в банальную тоталитарную внутрицерковную тиранию.
Демократия невозможна в социуме, не имеющем демократических устоев. А активный церковный социум сейчас - все та же "православная общественность". Их немного в масштабе России - но большинство в реальной церковной ограде. Впрочем, большевиков в начале 1917 года тоже было всего около 300 тысяч…
О такой демократии Гитлер сказал: "Спасибо, что она помогла нам придти к власти. В благодарность мы ее похороним"...
***
Конечно, жаль и репрессированных за "анаксиос" студентов из Санкт-Петербургской Духовной Академии, и опальных священников-диссидентов. И моральный уровень священноначалия желательно поднять.
И еще больше хочется, чтобы все, без исключения, архиереи, были, как свт.Тихон Задонский и митр.Антоний (Сурожский).
Но если мне придется выбирать между "морально неустойчивым" архиереем, уже в силу одного этого настроенного меньше осуждать других, и могущей появиться вместо него кристалльно чистой высокодуховной личностью, с фанатичным огнем в глазах ратующую за канонизацию вместе с "грозным царем" и опричнины, и массовых жестоких казней во имя "торжества Православия"…
Преподаваемые Церковью Таинства, учение Церкви о Любви и Благости Божьей не зависят от личности священнослужителя - их дает Сам Христос, священник - лишь Его институциональный образ. Тем более, что свои грехи он скрывает, а не популяризирует.
А вот когда человек в сане будет проповедовать воистину сатанинскую ненависть, убеждая, что это и есть Божья Любовь, призывая брать пример и искать "молитвенной помощи" у изуверов и лжецов - тогда, боюсь, "пасомые" просто не смогут воспринять эту подаваемую в Таинствах Благодать.
Для Ее восприятия ведь нужно покаяние - изменение воли к Богу, к Любви, а не к Ее противоположности.
Вообще-то, по мысли Св. Отцов, кающимся несвойственно осуждать окружающих грешников. Но, если уж без этого не обойтись, всегда надо вначале разобраться, что и кто стоит за очередным витком "борьбы за нравственность", и не предлагают ли нам бороться со злом с помощью еще большего зла?
Юрий Носовский